Кино в Кишиневе
Первые киносъемки и демонстрации фильмов в Кишиневе состоялись в ноябре 1897, когда кинооператор фирмы «Люмьер» Ф. Месгиш снял в городе и показал в зале Благородного собрания несколько короткометражных фильмов об учениях Лубенского драгунского полка, расквартированного в Кишиневе — «Атака», «Сбор», «К пешему строю готовьсь!». Эта программа фильмов показывалась в Одессе и другие. городах России. В 1910 операторами фирмы «Пате» был снят видовой киноочерк «На Днестре» Из дошедших до нас кинолент, снятых до Октябрьской революции, наибольший интерес представляет хроника «Торжества в Кишиневе по случаю 100-лгтия присоединения Бессарабии к России» (1912). Революционные события в Молдавии нашли свое отражение в фильме «Вступление Красной Армии в Бессарабию» (1919), смонтированном из хроники, снятой на фронтах Гражданской войны. Фильм этот был подарен в мае 1919 В. И. Лениным пролетариату Венгерской советской республики,. Его копия обнаружена в 1981 в киноархиве ВНР и сейчас хранится в Центральном государственном архиве хинофоно-фото доку ментов МССР. С образованием МАССР (1924) началась интенсивная кинофикация левобережных районов Молдавии. Кинокадры, показывающие провозглашение МАССР, сохранились в украинском фильме «Документы эпохи» (1927). В январе 1928 при Одесском госкинотехникуме был основан кино-корреспондентский пункт по МАССР и Одесской области, на базе которого в 1929 был создан документальный фильм «5 лет МАССР». Жизнь республики регулярно освещалась в украинской и союзной кинохронике. В 1929 в Балте открывается Молдавском отделение Всесоюзного общества друзей советского фото и кино, целью которого было основание молдавского кинопроизводства. В 1934 для руководства кино-отделом в МАССР создается Молдкино-фототрест. Количество кинозрителей в МАССР в 1935 достигает 1 миллион, 46 тысяч человек В 1930 на Одесской киностудии снимается первый полнометражный художественный фильм «Все спокойно», повествующий о борьбе бессарабских крестьян против бояро-румынсиих оккупантов. В основу сюжета фильма положены события Татарбунарского восстания. К середине 1930-х гг. первые советские фильмы стали появляться и на экранах Кишинева. С огромным успехом шли «Путевка в жизнь», «Гроза», «Новые приключения Гулливера», «Веселые ребята», «Волга-Волга». После воссоединения Бессарабии и Сев. Буковины с Сов. Родиной (28 июня 1940) в освобожденный Кишинев были направлены советские кинооператоры С. Коган, В. Штатланд, А. Кричевский, В. Ковальчук, А. Громан, Б. Вакар и другие. Снятый ими материал лег в основу полнометражного документального фильма «На Дунае» (1940; режиссеры И. Копалил, И. Посельокий). В 1941 фильм был удостоен Государственной премии СССР. В июле 1940 в Кишиневе начало работать отделение «Укркинохроники» (операторы Б. Вакар, В. Собовой, В. Кацнель-сон). На базе отделения была налажена регулярная съемка киносюжетов для «Совкиножурнала» и «РадянськоТ УкраГни». Отделение также оказывало помощь съемочным группам в начале работы над фильмами «Котовский» (сценарист А. Каплер, режиссер А. Файнциммер, оператор М. Гиндин) и «Земля Бессарабская» (сценарист Вс. Вишневский, режиссер Э. Шуб, оператор Э. Тиссе). Съемке этих лент в Молдавии помешала начавшаяся Великая Отечеств, война. 24 июня 1941 оператор ЦСДФ С. Коган снял в Кишиневе подбитый немецкий самолет и пленных фашистских летчиков — первый боевой эпизод кинолетописи Великой Отечеств, войны. Боевые действия в 1941 в Молдавии снимали также операторы М. Трояновский и А. Сологубов. Кинооператоры 2-го и 3-го Украинского фронтов Г. Асланов, И. Грачев, А. Сологубов, Б. Рогачевский, В. Петров, И. Чикноверов, С. Стоянов-ский весной и летом 1944 подробно запечатлели события, связанные с освобождением Молдавии от фашизма, Ясско-Кишиневскую операцию. В августе 1944 в Кишиневе возобновил свою работу кинокорреспондентский пункт «Укркинохроники». Кинооператоры И. Грязное, П. Русанов, А. Щекутьев сняли фильм «В освобожденной Молдавии» (1944; режиссер Л. Кристи), рассказывающий о восстановлении разрушенного войной народного хозяйства республики. И. Грязнов наладил регулярный выпуск киножурнала «Молдова Советикэ», снимал сюжеты для киножурнала «Новости дня». На базе кишиневского коррпункта, при участии Киевской киностудии художеств, фильмов, с 1946 начинается регулярное дублирование лучших советских фильмов на молдавский язык. В 1948 Кишиневский коррпункт «Укркинохроники» (Киев) преобразуется в филиал Черноморской кинофабрики в Одессе. Киножурнал «Молдова Советикэ» выпускался 3 раза в месяц. Ежегодно силами филиала создавался один полно-метражный документальный фильм «Советская Молдавия» (1948, 1949, 1950, 1951). В апреле 1952 Молд. филиал Черноморской кинофабрики был преобразован в Кишиневскую студию кинохроники (см. «Молдова-филм»), В 1962 создан Союз кинематографистов МССР, в 1963 — Госкино МССР. С 1965 работает Дом кино.
Лучшие фильмы молдавского кино: «Атаман кодр» (1958; авторы сценария О. Павловский, С. Молдован, режиссеры Б. Рыцарев, О. Улицкая, оператор В. Дербенев, композитор Д. Федов; в 1959 фильм был удостоен двух призов на Всесоюзном кинофестивале в Киеве — «За лучшую операторскую работу» и «За лучшую музыку»); «Колыбельная» (1969; авторы сценария А. Зак, М. Кузнецов, оператор В. Дербенев); «Человек идет за солнцем» (1961; автор сценария В. Гажиу, оператор В. Дербенев); «Ждите нас на рассвете» (1963; авторы сценария Э. Лотяну, И. Прут, режиссер Э. Лотяну, оператор Л. Проскуров); «Последний месяц осени» (1965; автор сценария И. Друцэ, режиссер В. Дербенев, операторы В. Дербенев, Д. Моторный; в 1966 на международном кинофестивале в Аргентине актер Е. Лебедев был удостоен приза фестиваля «Большой Южный Крест» за лучшую мужскую роль, «Премии симпатии» актерской ассоциации Аргентины и «Премии критики»; в том же году фильм удостоен «Гран при» на фестивале фильмов для детей и юношества в Каннах — Франция); «Горькие зерна» (1966; сценарий и режиссура В. Гажиу, В. Лысенко; в 1967 в Кишиневе на зональном кинофестивале 5 республик — Прибалтики, Белоруссии и Молдавии удостоен 2-й премии); «Красные поляны» (1966; автор сценария и режиссер Э. Лотяну, операторы И. Болбочану, В. Чуря); «Нужен привратник» (1967; по сказке И. Крянгэ «Иван Турбинкэ», автор сценария В. Иовицэ, режиссер Г. Водэ, оператор П. Балан; в 1968 в Риге на зональном фестивале 5 республик удостоен двух специальных премий жюри — «За лучшую кинокомедию» и «За лучшую экранизацию»); «Сергей Лазо» (1967; автор сценария Г. Маларчук, режиссер А. Гордон, оператор В. Яковлев); «Это мгновение» (1968; автор сценария и режиссер Э. Лотяну, оператор В. Чуря; удостоен 1-й премии в 1969 в Минске на зональном фестивале 5 республик и 2-й премии Всесоюзного кинофестиваля по разделу историко-революционных фильмов); «Взрыв замедленного действия» (1970; авторы сценария М. Мельник, Б. Сааков, при участии В. Гажиу,'режиссер В. Гажиу, оператор Л. Про-скуров); «Лаутары» (1971; автор сценария и режиссер Э. Лотяну, оператор В. Калашников; в 1972 удостоен 2-й премии «Серебряная раковина» на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне — Испания, а также призов «Гипускуа» и «Гаксен» — за художественное воплощение темы и за лучший фильм фестиваля; на Неделе советского фильма в Неаполе—Италия — удостоен приза «Серебряная нимфа»); «Последний гайдук» (1972; автор сценария и режиссер В. Гажиу, оператор В. Чуря; в 1973 удостоен приза Союза писателей Казахстана «За лучший сценарий» на 6-том Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате); «Дмитрий Кантемир» (1973; автор сценария и режиссер В. Иовицэ, режиссер и оператор В. Калашников; за создание фильма В. Иовицэ, В. Калашникову, художнику В. Ковригу и актеру М. Волонтиру присуждена Государственная премия МССР, 1976); «Обвиняются в убийстве» (1969; автор сценария Л. Агранович, режиссер Б. Волчек, операторы Б. Волчек и В. Макаров; за создание фильма Л. Агранович, Б. Волчек и актриса Е. Ко-зелькова удостоены Государственной премии СССР, 1971); «Долгота дня» (1974; авторы сценария В. Гажиу, В. Иовицэ, режиссер В. Гажиу, оператор В. Яковлев; в 1975 на 8-м Всесоюзном кинофестивале, проходившем в Кишиневе, актер В. Чутак удостоен премии жюри «За лучшее наполнение мужской роли»); «По волчьему следу» (1976; автор сценария и режиссер В Гажиу, оператор В. Чуря); «Большая малая война» (1980; автор сценария Б. Шустров, режиссер В. Паскару, оператор В. Чуря и актер В. Сайтов удостоены Гос. премии МССР в 1982 и награждены серебряными медалями им. А. Довженко в 1981); «Крепость» (1978; авторы сценария Г. Тер-Ованесов, В. Паскару, режиссер В. Паскару, оператор В. Чуря); «Мария, Мирабела» (1981; совместное производство .СССР — СРР, автор сценария Ион Попеску-Гопо, режиссеры И. Попеску-Гопо, Н. Бодюл, оператор А. Попеску; в 1982 в Таллине фильм награжден главным призом Всесоюзного кинофестиваля по разделу фильмов для детей и юношества и главным призом «Серебряный аист» на 3-м Республиканском кинофестивале в Кишиневе); «Все могло быть иначе» (1982; авторы сценария С. Акчурин, В. Жереги, при участии В. Ежова; в 1983 удостоен 2-й премии по разделу фильмов для детей и юношества на 16-м Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и главным призом «Серебряный аист» на 4-м Республиканском кинофестивале в Кишиневе); «Лебеди в пруду» (il98i2'; авторы сценария Б. Шустров, В. Паскару, режиссер В, Паскару, оператор В. Чуря); «Я готов принять вызов» (1983; автор сценария и режиссер В. Гажиу, операторы В. Белоногов, В. Калашников).Кадры для молд. кино готовятся в Ленинградском и Киевском ин-тах киноинженеров, во Всесоюзном государственном институте кинематографии в Москве, а также на высших курсах сценаристов и режиссеров.
Фильмы о Кишиневе: Документальные: «Столица Молдавии» (1956), «Когда город спит» (1959, 1979), «Город родной» (1961), «Здесь печаталась „Искра"» (1961), «Здесь лирой северной...» (1962), «Кишинэу» (1965), «Кишинев-66», «Кишиневу — 500» (1966), «Кишинев» (1967), «Кишинев и Пловдив—побратимы» (1968), «Кишинев-71» 41971), «Новые Чеканы» (il97i2), «Мой белый город» (1973), «Память города» (1973), «Начинался поход в Кишиневе» (1977), «Монолит» ,(1981), «Кишинев, аллея дружбы» (И982), «Пушкин в Молдавии» (1983).
Художественные фильмы, действие к-рых происходит в Кишиневе: «Человек идет за солнцем» (1961), «За городской чертой» (I960), «Улица слушает» (1963), «Взрыв замедленного действия» (1970), «Июньский рубеж» (1981) и другие.
В 1982 кинотеатры города посетили 11,17 млн. зрителей, а вместе с ведомственной и профсоюзной киносетью 12 миллионов человек. В Кишиневе проходили: 8-й Зональный кинофестиваль 5 республик (Латвии, Литвы, Эстонии, Белоруссии и Молдавии) на приз «Большой янтарь» (1967); Международный кинофестиваль с.-х. фильмов (1972); 8-й Всесоюзный кинофестиваль (1975); 6-й Всесоюзный фестиваль учебных фильмов (1977): 3-я Всесоюзная неделя смотра работ молодых кинематографистов (1983).
Последние комментарии
8 лет 1 неделя назад
8 лет 4 недели назад
8 лет 37 недель назад
8 лет 40 недель назад
8 лет 41 неделя назад
8 лет 42 недели назад
8 лет 44 недели назад
8 лет 45 недель назад
8 лет 45 недель назад
8 лет 45 недель назад